Абреакция в глубинной абреактивной психотерапии

Андрей А. Драгомирецкий

Почему именно психотерапия абреактивная? Как в глубнной абреактивной психотерапии понимаем абреакцию?

Постараемся дать ответ на эти вопросы с точки зрения теории личности, в которой психика рассматрывается как конечный адаптивный автомат, целью которого служить духу человека для управления организмом. Психика, по этой теории, построена так, чтобы обеспечить человеку оптимальное выживание в условиях, в которых он находится.

В своём первоначальном состоянии психика работает безошибочно, строго рационально. Точно как новый, тщательно настроенный компютер. Но порой при обработке информации появляются ошибки. И со временем их количество нарастает. Ошибки в обработке информации проявляющихся аберрациями всё больше и больше - человек болеет и стареет!

Чтобы понять происхождение этих аберраций, желательно знать несколько предпосылок, касающихся памяти. Экспериментально можно показать, что всё, что в память когда-нибудь записалось, там остается до конца существования этой памяти. То, что называем забыванием, это тоько неспособность воспроизвести из памяти те данные, в которых ми в данный момент нуждаемся.

Другой особенностью памяти, которая не весгда замечается, но которую тоже не трудно экспериментально проверить то, что там постоянно записываются все состояния организма (точно сказано: «состояния на всех выходах всех рецепторов, которые в организме имеются») и вместе с тем всё, что мы сознательно осознаём.

Для свойх регуляционных целей использует психика (кроме других) два сигнала: боль и наслаждение. Если происходит что-нибудь угрожающего выживанию и информация об этом дойдёт до сознания, то в сознании это выразится феноменом боли. Если источник этой информации внутри организма, говорим о физической боли, если вне организма, говорим о боли психической. Явления полезные выживанию выражаются феноменом наслаждения и, как у боли, можем говорить о наслаждении физическом и психическом. И поскольку боль и наслаждение для выживания очень важны, они имеют в сознании приоритет над остальными, там приходящими сигналами - это касается прежде всего боли!

Как только в сознание дойдёт информация о угрозе выживанию, появится боль, которая автоматически привлекает к себе внимание. И чем угроза выживанию сиьнее, тем сильнее и боль и тем больше процент внимательности (внимательность как способность психики обработать в единицу времени оределённое количество единиц информации) она захватывает.

При «нормальных» обстоятельствах у каждого человека свой диапазон внимательности, т.е. количество единиц информации, которое он способен осознать в течение единицы времени. Это число единиц информации для этого человека представляет 100% широты его внимательности. Если появится феномен боли, который на себя вяжет определённую часть его внимательности, скажем 5%, то потом уже на всю остальную информацию, приходящую в сознание, остаeтся лишь оставшихся 97% внимательности.

В случасе, что угроза будет более сильной, будет боль тоже сильнее, и может отобрать не 5 a напр. 25% внимательности. На всю остальную информацию потом останется только 75%, и т. д. Случай, когда часть внимания отдаётся боли в ущерб остальной информации доходящей до сознания, называем суженным состоянием сознания.

Если теперь принять во вниманеие то, что было сказано о памяти и о состоянии суженного сознания, то потом ясно, что в памяти находятся записи, которые там были записаны в состоянии суженного внимания. Такие записи будем отличать от остальных, будем о них говорить как о записях энграммических. (Это отличие от старшей психологической литературы, в которой энграммой обозначалась любая запись в память.) А энграммой будем называть запись такого события в памяти, в течении которого человек переживал боль - физическую или психическую.

Всё, о чем мы теперь говорили имеет своё практическое значение. Представте себе такой случай:

Молодой человек, живущий в первобытном обществе, идёт в лес, чтобы наловить себе звери для еды. Идёт, вдали видит зверь и бежит к ней. Бежит, бежит.. и вдруг замечает, что земля под его ногами как-то качается.. еще один шаг.. два.. и падает, начинает погружаться в болото и тонет.. Ещё и мелькнёт у него мысль: «Я дурак, что я сюда полез.. ведь мне говорили, самому в этом направлении не ходить!» С больчим усилием ему наконец удастся выйти из этого положения и выбраться на твёрдую землю. Спасся! Он утомлён, ещё дрожит от страха, но живой!

Что происходило в его психике во время всего того, что он переживал? Сначала испуг, потом страх, физическое напряжение и т.д.. Всё это записалось у него в память. Не только то, что доходило до его сознания от его органов чувств, но и всё то, что доходило до его памяти от всех внутренних рецепторов его организма. Записалась там и промелькнувшая мысль: «Я дурак...» И так как всё это сопровождалось рядом физических и психических неприятностей, у него в памяти появилось то, что мы назвали энграммой.

А теперь представим себе, что произойдёт, если этот человек, скажем намного лет позже, пойдёт в лес и случайно под его ногой земля лишь немножко «качнётся». В тот момент сработает механизм ассоциации, в подсознание, там, кде вся информация обрабатывается, приходят данные из когда-то пережитого энграммического события и он, недумая, поворачивается и бежит назад. Если перед ним, там, куда хотел идти было опять болото, то энграмма сработала так, как надо. Она спасла его от повторного падения в болото и - может быть, спасла ему жизнь. Это вероятно смысл её существования. Но та-же энграмма может проявляться и по другому.

Если тот же человек будет часто ходить лесом только потому, что ему надо этим путём идти на работу, то ввиду того, что ему ничего не угрожает, он там будет спокойно проходить. Но так как он там будет ходить каждый день и местность будет случайно похожа на ту, кде он когд-то упал в болото, то ассоциация будет и здесь немножко работать и в подсознание доставлять данные из старого энграмического события. Это подсознательное припоминание старого энграммическо события будет слабое, но хроническое. И так может со временем тоже начать проявляться. Например тем, что та часть дороги на работу, которая проходит лесом, будет ему как-то менее приятной чем та часть, которая лесом не проходит. Он не должен сам этого замечать, а если заметит, то будет рационализировать - например в том смысле, что в лесу темно и холодно а он любит светло и тепло. Но энграммическая запись содержит тоже ещё слова: «Я дурак..». И если эти слова ему будут постоянно подсознательно припоминаться, то у него может со временем возникнуть мысль, что в сравнении с дугими его умозаключительные способности не очень хорошие. У него может постепенно возникать чувство неполноценности.

И если в исходном энраммическом событии, когда он упал, ударился тоже сильно в колено левой ноги, то информация об этом ударе тогда записалась в памяти. Может быть, что он тогда удар в колено далже полностью не осознал, не орбащал не него внимание. Для него тогда было важнейшим спасти себя, выйти из болота. Он находисля тогда в сильно суженном состоянии сознания. Но информация, которая тогда дошла от рецепторов организма до его памяти там записалась и сегодня припоминается. Колено начинает болеть. Возникнет психосоматическая боль.

На практике можно показать, что не только всевозможняе психосоматические боли, но и напр. фантомные боли, разные нарушения психики, нарушения взаимоотношений между людми, сексуальные нарушения и даже шизофрения, имеют преимущественно свои причины в энграммических событиях. 

А если причины всего того в старых энграмических записях в памяти, что с этим делать? У нас нет никакой возможности эти старые записи стереть или переписать. Что тогда делать?

Проблема в состоянии суженного внимания в следствии боли. Если будем рассматривать энграмические записи в памяти и сравнивать их с тем, что там записивалось в «нормальном» состоянии сознания, то увидим разницу в том, что у данных, записанных в «нормальном» состоянии, их частью является тоже какой-то «временный штамп» как будто-бы поставленный там в следствии того, чты мы эту информацию во время её записи в память «осознавали». Человек способен сказать, когда записанное происходило. А у энграммических записей это - в следствии суженного состояния сознания, практически очень трудно, или даже невозможно.

О катарзии, отреагированию, абреакции, говорится в психологии издавна. Но до сих пор небыло точно сказано, какой механизм этого явления, что мы должны себе под ним точно представить. В связи с теорией личности, о которой говорилось выше, была разработана и теория абреакции, которая хорошо подтверждается психотерапевтической практикой. По нашему мнению успешность психотерапии любого вида прямо связана со степенем абреакции, которого мы при психотерапии достигаем.

Мы не способны, как уже было сказанно, переписывать или стереть старые записи в памяти. Но мы можем сделать другое. Мы можем выработать новое событие, которое своим внутренним содержанием будет почти идентично с событием энграммическим. Будет от него отличатся только одним - не будет там суженного состояния сознания. Такое новое, нами выработанное событие будем называть «коррективным». Какие будут следствия того, если мы теперь, в психотерапевтическом сеансе, выработаем такое событие у человека, который когда-то в прошлом упал в болото (по нашему примеру).

А что случится, если он, после выработки коррективного события вновь попадёт в обстоятельства, которые ему будут «подсознатеьно» припоминать енграммическое событие? Прежде всего можно показать, что благодаря свойствам механизма ассоциации вероятность того, что данные из нами выработанного коррективного событиы придут к обработке в подсознание выше вероятности того, что там придут данные из енграммического события. А если там и данные из энграммического события придут, то теперь уже немогут вредить, так как там из коррективного события приходят те-же данные, но имеющие «штамп времени» - и механизм психики с такими данными автоматически станет распоряжаться так, как принадлежит - как с чем-то, что когда-то произошло и с современностью не имеет ничего общего. Наступит абреакция. Значит если мы хотим достич абреакции, мы должны образовать коррективное событие.

А как на практике это сделать? Просто так, что найдём старое энграммическое событие и будем от клиента требовать, чтобы многократно его в своём воображении проходил от начала до конца. В нашем примере мы бы хотели, чтобы он себе представлял, как идет на ловлю в лес, всё что там переживает, какие мысли у него в голове, всё, что ощущает и как ему наконец удается выйти из болота а прийти домой. Теперь, когда он всё это себе в течении психотерапевтического сеанса снову многократно представляет, может сначала почувствовать испуг, страх, боль, но постепенно, при следующих прохождениях событием, так как постепенно вырабатывается коррективное событие, он начинает осознавать всё, что тогда случилось. Каждое следующее прохождение событием легче, с лучшим обзором, с лучшим пониманием того, что случилось. И мы прямо на глазах можем следить за тем, как ему всё легче, радостнее. В конце концов даже и в случаях, когда оригинальная травма была серёзная и причинила ему много боли и неприятностей, он начинает её воспринимать как несущественную неприятность, которая когда-то случилась, но сегодня уже не стоит о ней говорить. Это прошлое!

И так мы, помогая клиенту проходит снова и снова прошлое травматическое событие, создаем коррективное событие. Он теперь, перед нами, всё снова переживает, снова со всем этим борется. Нашей задачей как психотерапевта только помочь ему, чтобы он воображал себе всё как надо. Пояснений с нашей стороны не требуется. Он сам лучше нас знает, что и как ему случилось и что при этом мыслил и чувствовал. Нам только надо ему в этом помочь.

К концу ещё одна заметка: Практика глувинной абреактивной психотерапии обнаруживает, что многие энграммические события, которые являются причинной современных аберраций, произошли в событиях, которые клиенты обнаруживают в т. н. «прошлых жизнях».

С практической точки зрения не имеет смысл начать с того, что прошлые жизни чепуха и этого достаточно, чтобы мы далее этим вопросом не занимались. Практика показывает, что если мы обнаружим такое старое (из «прошлой жизни») событие и обработаем его так, как обрабатываем события  настоящей жизни, то клиенту это помогает! Скептик будет утверждать, что все эти события из «прошлых жизней» просто выдумка. Но потом предлагается вопрос, почему в таких случаях не помагает любое выдуманное событие, которое бы своим ходом тоже как будто-бы «поясняло» современную боль. Например в нашем примере мы бы могли клиенту, которого болит колено, сказать, пусть себе представляет, что едет на лошади, лошадь споткнётся, и он падает с лошади на колено. Можете это попробовать - такие выдуманные события не помогают. Почему?

Понятно, что на практике бывают разные осложнния, не всегда всё так просто как в учебнике. Надо тоже знать пути, как помочь клиенту найти старые энграммическое события. Но это уже в большей степени касается практики. А теория.. проста.

 

Примечание: Теория личности, которой мы в статье коснулись, возникла приблизительно в 1984 г., когда автор работал в исследовательской лаборатории психиатрической клиники Карлова Университета в Праге. В 1994 г. была опубликована в книге А.А. Драгомирецкого: Информационная теория психики.  Теперь книга переводится на русский язык, и вместе с новыми сведениями будет издана под названием «Теория личности».

 

(Опубликовано вжурнале «Социальный психолог» 2003 выпуск № 2 (6), стр. 41-43)

 

Hosted by uCoz