ааааааааа Глубинная абреактивная психотерапия
в теории и практике

Драгомирецкий Андрей Алексеевич

Теория: Глубинной абреактивной психотерапией занимаюсь вместе сo своними колнленганми уже принбнлинзинтельнно 25 лет, и так как получаемые резульнтаты очень интенреснны, хочу вас с ними здесь хоть вкратце познннанкомить.

Прежде всего надо сказать, что теория личности, которая лежит в основе глуннбинной абреактивной психотерапии, выходит из нематериалинстинчеснконго минронвонззренния. Она признаёт существование духа человека. Это не знанчит, что еснли мы считаем основу человека нематериальной, дальннейншие наши раснсужнденния и исследования нельзя проводить с точностью, к которой наука привынкла.

лИнформационная теория психики╗, которая лежит в основе теории личноснти, из которой вытекает и практика глубинной абреактивной псинхотерапии, осннонвана на рассуждениях, касающихся обработки инфорнмации псинхикой. Инфорнмационная теория построена так, что на её основе можнно понясннить пракнтически все явления, с которыми мы в связи с психикой челонвека встренчаемся.

Чтобы избежать всех неточностей и неясностей, вся теория опирается на мантенматические понянтия и построена строго аксиоматически. В основу теории понлонжены две аксионмы. Одна говорит, что лпсихика построена так, чтобы она обесннпечивала человенку оптимальное выживание при данных условиях╗, друнгая, касанюнщаяся памняти, гласит, что лв памяти сохраняется без изменения всё, что челонвек в своём прошлом переживал╗. Психику мы себе представляем как своего рода конечный адаптивный авнтомат, главная роль которого Ц служить духу человека для управнленния органнизнмом (тенлом). Ошибки в программе этого лкомпьютера╗ пронявнляются как абеннрранции в повендении и мышлении человека. На основе теории поканзано, как можнно эти лошибнки в программе╗ устранить и тем самым достичь цели психотерапии Ц вызндоровления клиента.

Так как психика должна обеспечить выживание человека в условиях, в контонрых он находится, особое значение имеют те обстоятельства, которые этой ценли пренпятствуют. Чтобы человек был способен такие обстонятельнства как можнно быстрее заметить и приспособить к ним своё поведение, психика владеет спенциальнным лаварийным╗ сигналом Ц это боль. Всё, что могнло бы в своих понследннствиях угрожать выживанию, вызывает боль. Если угроза приходит из орнганнизма, мы гонвонрим о боли физической, если из окружающей среды человенка Ц говорим о боли психической. И так как речь идет об лаварийном╗ сигнале, то всё происходит таким собом, что человек не может его не заметить. И чем угронза серьезнее, тем этот сигнал сильнее. От интенсивнноснти этого сигнала занвисит то, какую часть внинманния он к себе привлечет. Если он слабый, то принвленчет к себе, скажем, 2 % внимания, и остальных 98% оснтаннетнся на всю остальную иннформацию, приходящую в сознание. Если боль сильнее, то она станнет принвленнкать и больший процент внимания. Если это будет 30%, то на всю оснтальнную информацию, входящую в сознание, останется уже только 70%. И по мере того как интеннсивнность боли нарастает, увеличивается и прноценнтуалньная часть внинмания, которая ориентирована на боль, а уменьшается часть внинманния, котораяа сосредоточена на всей остальной информанции, приходянщей в сознание.а Такое состояние, когнда определённая часть внинмания ориентинронвана на боль в ущерб остальной информации, прихондящей в созннанние, мы называем суженным состоянием сознания.

Со временем в памяти накапливается всё больше и больше событий, запинсаннных в память в период суженного состояния сознания. Уже бынло сказано, что лв памяти сохраняется без изменения всё, что человек в свонём проншнлом переживал╗. К этому надо добавить, что в память не укландынвается тольнко то, что мы переживали сознательно, но укладываются там и знанченния всех сигннанлов из всех рецепторов организма, вместе с осознанным сондернжанниненм сознанния. И если в сознанние человека приходит информация, которую он (в рензульннтате суженного состоняния своего сознания, когда он осознаёт боль) не спонсонбен осонзнавать, она все равно записывается в память, только с тем отличием от лнорнмального╗ состоянния, что она не была сознанием лотмеченна╗. При лнорнннмальнных╗ обстоятельнствах созннанние там как будто бы ставит штамп с датой записи.

Например, запись в память, записанная во время искусственнно сфорнминронванннного суженного состояния сознания Ц это всё, что в память занпинсывается в теченние гипнотического сеанса.

Нетрудно показать экспериментально, что всё это именно так. И так как в память записываются постоянно все выходы из всех рецептонров организма, то там фактичеси хранятся записи всех состояний организма в прошлом.

Суть проблемы абераций в том, что в памяти записано большое колинчеснтво событий, которые туда записывались всегда, когда существонванло сунженнное соснтояние сознания. И если такие записи, благодаря ассоциации, поснтупают вместе с остальной информацией (с информацией от рецепнтонров, созннанния и т.д.) к дальнннейшей обработке в подсознании, то вследнствие того, что эта информаця перед записью в память не была созннаннинем лотменченна╗, ее обранботка в настоянщее время происходит точно так, как обнранботнка информации, полученной от ренцепннторов сейчас, в настонянщем времени.

Из предыдущего ясно, что в память записывается также все информация, конторую мы получили благодаря нашему слуху, зрению и т.д., и также все наши мысли. И эти вербальные содержания записей, которые образовались во время суженного состояния сознания, играют часто очень важную роль в том, как отндельннные аберрации проявляются.

Такие записи проявляются тем же способом, как постгипнотическиеа сунннгеснции, записанные в течение гипнотического сеанса. Субъект ими рунконводнствунется, не зная об этом. Так, например, если у клиента когда-то в прошнлом сильно бонлела голова и у него тогда появилась мысль: лэта боль нинкогнда не перестанет╗, то если такая запись будет сегодня поднсозннантельнно лприпоминаться╗, то у него и сегодня появится мысль: лЭта боль никогда не перестанет╗. И так как в прошнлом во время записи этой мысли клиент был в состоянии суженного созннанния, то механизм, обрабантынванюнщий всю информацию в подсознании, не спосонбен узннать, что эта мысль касалась события, которое происходило много лет тому нанзад, и поступает так, как будьто эта мысль касается сегодняншней головной боли. И если сегодня случайно болит тоже нога, потому что она вчера немнножнко поднвернулась, то та же мысль будет действовать и в отношеннии этой ноги. Танким спонсобом проявляются в определённой степени все вернбальные содержания травм, которые человек переживал в прошлом.

Если у клиента в прошлом, когда он переживал сильную боль, былаа нмысль лздесь мне очень неприятно, хочу отсюда уйти╗, то сегодня для него может быть затруднительным оставаться долгое время на одном месте. Однна клиентка в таком случае очень часто меняла квартиры, сама не понинмая, понченму она это делает.

Если таким способом припоминается мысль: лВсе против меня, для меня здесь опасно находиться╗, то у человека могут появиться фобии, он будет боятьнся людей и, монжет быть, будет сидеть дома и запираться.

По тому же принципу работают, например, т.н. фантомные боли. У челновненка может болеть нога или рука, которых у него сегодня уже нет, только потому, что из памяти в подсознание идут записи, записанные там давно, когда у него нога или рука еще были и болели.

Человек может страдать депрессиями только по той причине, что из прошнлонго в его подсознание приходят старые записи Ц например, с детства, когда он переннживал трудные для него времена.

Так можно показать Ц и психотерапевтическая практика это подтвернжднает, что таким способом возникают всевозможные психические и психосонмантичеснкие заболевания.

Практика: Психотерапевтическая практика в основном так же проста, как и теория. Бынло сказано, что причиной всего являются старые записи в памяти, которые лприпоминанютнся╗ в поднсозннаннии. И причина тому, что они проявнляютнся аберрациями, в том, что в момент их записи в память человек переживал финзинческую или псинхическую боль, и в результате этого он нахондился в суженнном состоянии созннанния и не осознавал всю ту информацию, которая доходила до его сознания.

Если мы теперь хотим его от аберраций избавить, нам, в идеальном слуннчае, надо достичь того, чтобы запись в памяти была такой, как будто бы вся пенренжитая травма проходила при полном сознании. Это значит, добанвить к этой станрой информации ещё ту, которая там тогда присутствовала и записывалась в память, но которая вследствие суженного состояния сознания не была отменченна. Как это сделать?

Можно выработать такое новое событие, которое по своему содержанию бундет иденнтичнно старому травматическому событию, но в отличие от него будет в память записано в состоянии полного сознания. Если нам это удастся, то потом в будущем, когда под влиянием ассоциации будут снова записи из старонго травнмантического события поступать в подсознание, то по законам той же ассонцинации там пойдут и записи из нового, нами выработанного события (оба события по своему содержанию идентичны). Но так как это новое, нами выранботанное соннбынтие, будет записано в память при полном сознании, оно будет содернжать всю информацию, касающуюся старого события, которое является причиной разных сегодняшнних аберраций.

Но если теперь в подсознание приходит вся информация, то старое сонбынтие, коннторое было до сих пор источником аберративного поведения, таким быть пенренстаёт, и аберрации исчезают. Дословно Ц исчезают на глазах.а Это то же самое, как в случае компьютера. Если он не работает пранвильнно потому, что у негоа ошибнка в программе обрабатывающей информации, то с момента, когда мы уснтранним эту его ошибку, он сейчас же начнет работать правильно. И то же самое мы наблюдаем у клиентов, как только выработаем новое, т.н. коррективное, событие. При выработке такого события иногда нужно считаться с целым рядом обнстонятельств, но в приннцинпе, достаточного и того, чтобы клиент воспроизвёл для себя станрое травматическое событие и потом его многократно мысленно проходил от начала до конца.

Этим прохождением мы вырабатываем нужное нам коррективное событие. И как только оно формируется, то можно уже прямо в течение терапевтическонго сеанса наблюдать, как клиент, который был сначалаа в плохом душевном раснпонложении, начинает улыбаться, тает, и к концу сеанса он часто прямо хохочет. И событие, которое сначала было для него большой и неприятной травмой, тенперь становится чем-то таким, о чём даже не стоит говорить Ц ведь это только какая-то глупость в его прошлом...

Резюме: Понятно, что здесь невозможно в краткости изложить всё, что можно было бы еще сказать. Не всегда всё так просто, как здесь сказано. Часто бывают осложнения, но нам удалось найти пути по их преодолению.

Необходимо ещё сказать, что очень часто клиент находит принчины своиха труднностей в далёком прошлом, в т.н. лпроншнлых жизннях╗. И здесь понявнляется вопрос: как должен научный работник к этому отнонситься. У нас всех есть субънективное представление, касающееся понтока временни, но мы можем задать себе вопрос, до какой степени это наше субъннекнтивнное предннставнленние в действинтельнноснти реально. Работы астрофизика Н.А.Козынрева, касаюнщинеся времени, и рабонты академиков А.Е.Акимова и Г.И.Шипова по торнсионным полям дают надежду, что, возможно, в близнком будущем мы будем спонсобны и эти обстоянтельнства объяснить научным образом. До тех пор мы монжем согланшатьнся с мненнием тех, кто доказывает, что прошлые жизни не фантанзия, или, наноборот, приндернживанться мнения, что всё, что из прошлых времён в психонтеранпевннтических сеансах появляется, это просто фантазия. Это всё теорентинческие вопросы.

С практической точки зрения можно сказать, что психотерапевтическая практика глубинной абреактивной психотерапии дает результаты до сих пор небывалые. И в психотерапии главное то, сможем ли мы человеку помочь.

(Опубликованно в сборнике лВестник интегративной психологии╗ 2004,
вып. 2, стр. 91-93)

 

Hosted by uCoz